Новости
20 июля 2017, 06:47

Соколово – деревня с почти пятивековой историей

16 июля, как сообщает Управление культуры Солнечногорского района, свой день рождения праздновала деревня Соколово. Это событие традиционно отмечается в день памяти преподобных отцов Тихона, Никона и Василия Соколовских, получивших свое имя от местности, где они подвизались (в окрестностях села Соколова) предположительно в XVI в. В этот день священники Солнечногорского благочиния провели ежегодный водосвятный молебен у поклонного креста на месте престола существовавшего ранее деревянного Христорождественского храма.

Фото: Управление культуры администрации Солнечногорского муниципального района

Об истории села, о людях, «строивших и подвизавшихся в древности», о преподобных Тихоне, Никоне и Василии Соколовских рассказал Михаил Воробьев, председатель Солнечногорского районного отделения ВООПИиК. В его рассказе использованы материалы сборника статей «Забытые святые села Соколово» (Краеведчсеский проект «Утраченный Божий Дом», 2016) и историко-краеведческого и научно-популярного альманаха «Лучи Солнечногорья» (№1, 2016).

Древняя история пробуждается

О прпп. Тихоне, Никоне и Василии Соколовских

«На дне народных преданий, особенно церковных, всегда лежит истина». Архимандрит Леонид (Кавелин).

Солнечногорск – довольно молодой город. Он не может похвастаться многовековой историей и традициями. Например, Храм Рождества Христова в с.Соколово был построен в 1858 г., а полтора века истории – совсем немного для храма. Но если заглянуть глубже в историю, то окажется, что церковь в селе Соколово существовала еще в XVI веке. А что мы знаем о людях, строивших и подвизавшихся в древности в этом храме? Многие скажут: ничего – и будут не правы.

Летом 2015 года на сайте Московской епархии было размещено следующее сообщение: «19 июля, в день памяти преподобных Тихона, Никона и Василия Соколовских в деревне Соколово, на месте подвигов преподобных, состоялся молебен и освящение поклонного креста, который совершил благочинный церквей Солнечногорского округа протоиерей Антоний Тирков в сослужении духовенства благочиния. Соколовские святые являются единственными древнерусскими святыми, чья жизнь протекала на территории современного Солнечногорского района. Родные братья преподобные Тихон, Никон и Василий Соколовские подвизались в глухом лесу к востоку от Соколова в XVI в.».

Это сообщение появилось как результат первых шагов, которые в последнее время предпринимаются благочестивыми прихожанами и местным духовенством по возрождению памяти забытых подвижников. Недавно была написана икона Соколовских святых (к сожалению, старые иконы с ликами этих подвижников не сохранились, их изображения писались заново). Ныне она находится в Никольском храме д. Алексеевское Соколовского сельского поселения Солнечногорского района Московской области.

Тихон, Никон и Василий Соколовские…

Кто были эти подвижники, какими подвигами они прославились? Увы, найти ответ на этот вопрос непросто. Прошедшие столетия почти полностью стёрли страницы жизни этих угодников Божиих. Сохранилось совсем немного журнальных публикаций, кратких статей в сборниках-месяце­словах, да несколько архивных дел, где упоминаются Соколовские святые. Причем эта информация оказалась разбросана по различным труднодоступным источникам и, похоже, что никто прежде не собирал сохранившиеся сведения об этих угодниках Божиих.

Следует сказать, что история с этими святыми удивительная: на протяжении веков о них дважды общество почти забывало (но, к счастью, не все люди: в селе Соколово верующие их всегда помнили и почитали). Как выяснилось, в середине XIX века епархиальные власти о Соколовских святых ничего не знали. И если бы не известный церковный историк-публицист, тогда настоятель подмосковного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, архимандрит Леонид (Кавелин), к которому обратился любознательный священник села Рождествено-Соколово Звенигородского уезда с просьбой о расследовании местного народного предания «Тихон-Никон», то мы, вероятно, сегодня и не говорили бы про этих подвижников. Ведь даже в то время местные жители мало что могли рассказать о святых, когда-то подвизавшихся в окрестных лесах. А что же тогда говорить про наши дни? Те немногие старинные иконы с изображением Соколовских подвижников, которые когда-то были в местной церкви и приписных часовнях, бесследно исчезли, а прихожане, на протяжении веков молившиеся своим святым в приходском храме, давно умерли. Да и нет уже много лет в селе Рождествено-Соколово того самого Христорождественского храма, где когда-то находились почитаемые образа подвижников. Нет и часовен, которые обозначали места подвигов Соколовских святых…

К счастью, архимандрит Леонид откликнулся на просьбу сельского священника, и это послужило отправной точкой его исследований. Он не только попытался изучить вопрос о предании «Тихон-Никон», но написал и опубликовал две небольшие статьи-заметки в церковном журнале, благодаря чему широкая общественность узнала о почти позабытых к тому времени святых.

Однако, прежде чем начать говорить о святых, следует немного сказать о самом селе Соколово (в разные времена оно также называлось Петровское, Рождествено, иногда имело двойное название, а в народе имело название «Тихон-Никон») и о храме, когда-то бывшем здесь. Нас больше всего интересуют времена, когда там подвизались святые (т.к. точные даты жизни подвижников не известны, то возможные временные рамки исследований расширены). «В начале XVII века эти места принадлежали В. Головленкову и Ф. Львову. От них Соколово перешло к А. Н. Годунову. В 1656 году в качестве приданого село досталось князю Ю. П. Буйносову-Ростов­скому. В 1658 году у последнего Соколово приобрел патриарх Никон для основанного им Новоиерусалимского монастыря. В монастырском владении село находилось до 1764 года, затем – государственное. Церковь в селе Соколове существовала еще в XVI веке. Она стояла не в самом Соколове, а к востоку от села, выше по речке Каменке, по дороге на Повадино, там, где сейчас находится кладбище. По этой причине до XVIII века место, где стояла церковь, именовалось селом Петровским, а само Соколово числилось деревней.

Первой публикацией в широкой печати на тему Соколовских святых, а именно о Тихоне и Никоне – была статья архимандрита Леонида в журнале «Московские епархиальные ведомости» в 1872 году. В ней, прежде всего, отмечается, что в селе Соколово Звенигородского уезда Московской губернии в храме Рождества Христова имеются две древние иконы «с изображением преподобных Тихона и Никона (в монашеских мантиях, в епитрахилях с открытыми головами)». При этом ни сельский священник, ни прихожане не могли сказать, какие именно святые изображены, кроме их имен – Тихон и Никон. Отметим, что по неизвестной пока причине о последнем подвижнике – Василии сведений сохранилось заметно меньше, чем о двух первых.

Именно с просьбой разузнать о них и обратились к архимандриту Леониду священнослужители и местные жители. Люди хотели знать больше о подвижниках, которым они молились с давних пор и память о которых и почитание передавались из поколения в поколение. Говоря о почитании, в статье особо подчеркивается, что в селе чтут не столько сами иконы, сколько святых, на них изображенных, что подтверждается «издревле» установленными недалеко от храма двумя часовнями, поставленными, исходя из местного предания, на местах, где «стояли некогда отшельнические кельи препо­добных».

Изучив сохранившиеся в своем монастырском архиве исторические документы, архимандрит Леонид предположил, что Соколовскими подвижниками вряд ли были монахи Воскресенского Новоиерусалимского монастыря на реке Истра, который, как известно, был основан патриархом Никоном в 1656 году и которому некоторое время принадлежало село Рождествено-Соколово. Далее он отмечает, «что местное предание об этих пустынножителях действительно принадлежит к временам более древним (XV или XVI столетию)».

Через шесть лет после выхода первой публикации, в 1878 году, в том же журнале появилась вторая небольшая статья-заметка того же автора – архимандрита Леонида, в то время уже настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Самым важным открытием за прошедшие годы явилось то, что впервые в древнем историческом источнике, а именно в «записи XVIII столетия, найденной в одной из рукописей Московской Духовной Академии за № 209-м», удалось найти подтверждение, что такие подвижники действительно жили и что были они «в числе святых города Дмитрова». В данной рукописи под заголовком «Града Дмитрова святыя» имеется следующая запись: «Преподобные отцы Никон, Василий, Тихон, иже бысть в пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти».

Сведения из этой рукописи и её различных списков были внесены в несколько месяцесловов и сборников житий православных святых, напечатанных во второй половине XIX века. Кроме того, первый раз в широкой печати было названо имя ещё одного Соколовского подвижника – Василия. При этом особо подчёркивалось, что все трое были «братия по плоти», что позволяет предположить, что они были родными братьями. Кроме того, место, где подвизались подвижники, названо монастырским – «Соколовой пустынью». Архимандрит Леонид также уточнил временные рамки жития святых, сопоставляя «географические» сведения, приводимые в различных исторических документах, и территориальное деление того времени, а именно: куда (в какой стан, десятину, уезд) была причислена указанная местность («село Петровское – Рожествено тож с деревнями Соколовой и Новинки»), и как (в какие года) переименовывались станы и десятины и менялись их границы. Не приводя всех выкладок и доказательств, имеющихся в статье, отметим лишь вывод, к которому приходит уважаемый автор: «подвижники подвизались в Соколовской пустыни во второй половине XVI столетия». В конце статьи высказывается предположение, по какой причине оказались практически позабытыми имена Соколовских подвижников: «церковь села Рождествено значится «без пения», опустевшею от Литовскаго разорения, буря котораго, как известно, с особою жестокостию прошла по всему Дмитровскому уезду… и уничтожила местныя святыни; но народная память спасла от полнаго забвения имена своих местных подвижников и увековечила их по-своему: придав своему поселу своеобразное название «Тихон-Никон».

После открытия письменной записи, оправдывающей и уясняющей местное предание, церковнослужители села Соколова могут… вместе со своими прихожанами чтить память преподобных мужей: Тихона, Никона и Василия…

Соколовские святые являются единственными древнерусскими святыми, чья жизнь протекала на территории современного Солнечногорского района. С давних времен, как и сегодня, память преподобных Тихона, Никона и Василия Соколовских празднуется в первое воскресение после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, т.е. в первое воскресенье после 12 июля.

Как мало нам известно. Утеряны иконы, которые жители Соколова сохранили даже в буре Смутного времени. Разрушен храм и погибли часовни. Нет жития. Не составлена служба. Но мы начинаем вспоминать свою историю. Мы начинаем чтить святых, которые жили так близко к нам и так давно.

С 2013 года во всех церквях Солнечногорья поминаются прпп. Тихон, Никон и Василий Соколовские. Протоиереем Вадимом Елисеевым был отслужен молебен на месте подвига святых. В день памяти прпп. братьев, 13 июля 2014 г., в Покровском храме д. Головково была совершена бденная служба этим преподобным, а 19 июля 2015 года, был освящен поклонный крест на месте престола древнего деревянного храма, что на погосте Соколово.Ежегодно в день памяти Соколовских святых у Поклонного креста совершается соборное служение водосвятного молебна священнослужителями Солнечногорского благочиния. С 15 февраля 2016 года еженедельно, по понедельникам, в 13:30, на деревенском кладбище у поклонного креста служится молебен преподобным отцам и панихида.

И народная память доносит до нас сквозь века обрывки ещё не составленного жития

«… о том, что свои келии, которые находились на разных концах села, прпп. Тихон и Никон рубили одним топором…». И это важно. Важно для составления службы. Важно для написания жития. Важно для восстановления всенародного почитания.

У нас есть огромная просьба: если Вы знаете что-либо об этих святых, что-либо слышали о них от родителей или соседей, если у Вас есть старые фотографии храма Рождества Христова в с.Соколово или любая другая информация, относящаяся к прпп. Тихону, Никону и Василию, свяжитесь с нами по тел.: 8(925) 878-56-30. E-mail: voopiksol@yandex.ru. Очень хочется узнать о судьбе икон прпп. Тихона и Никона, зная о народной любви к этим святым, не верится, что они погибли. Любой, даже самый незначительный обрывок информации может быть очень важен.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg